
Тема комиксов, а тем более комиксов, оригинально созданных в России, кажется свежей и совершенно неизведанной. В этом номере мы побеседуем с независимым автором комиксов, заглянем в эту индустрию изнутри, узнаем, чем живут комиксисты, и каково это –создавать комикс в современной России.
— Здравствуйте, Станислав! Спасибо, что согласились дать интервью! Как человеку, не искушенному комиксами, тем более российскими, мне бы хотелось узнать, почему вам пришла в голову идея создать именно комикс, а не фэнтези, например.
– Здравствуйте! Я, как и очень многие люди, которые полюбили комиксы в детстве, хотел когда-нибудь создать свой собственный комикс, поэтому в некоторой степени это исполнение детской мечты. Со временем я обнаружил, что комиксы – это просто форма, в которой можно рассказывать любые истории самой разной глубины, степени сложности. Комиксы – это ведь не только веселые картинки про Микки Мауса или незамысловатые истории про спасение мира от вселенского зла.
Например, в Японии комиксы являются неотъемлемой частью культуры наравне с литературой. И в этом плане, кстати говоря, комиксы там развиты даже сильнее, чем в США. В Японии никого не удивит старик, читающий журнал комиксов, или то, что в комиксах можно найти глубокие, серьезные, драматические, научно-фантастические или даже философские истории.
Все здесь (как и в других формах искусства) зависит от автора, от того, чем он решит наполнить эту форму. Он может сделать комикс чем-то примитивно развлекательным или тем, что заставляет задуматься о жизни.
– Хочется продолжить предыдущий вопрос – зачем вообще делать комиксы в России? Я посетила ваш сайт https://www.mythograph.net и поняла, что это крайне невыгодно и дела у создателей и издательств не очень хорошо идут…
– Мне в принципе нравится этот формат для самовыражения. Комиксы находятся четко посередине между литературой и кино, и в этом пространстве открывается множество возможностей. Синтез литературы и изобразительного искусства позволяет мне реализовывать свои идеи необычным, интересным способом.
Возможно, в комиксах у меня это получается даже лучше, чем если бы я, например, снимал кино. Мало того, что это было бы гораздо дольше по времени, дороже финансово, сложнее технически, так еще и мой авторский взгляд неоднократно «преломлялся» бы о требования продюсера, видение и возможности операторов, гримеров, мастеров по спецэффектам и, конечно же, актеров.
А в комиксах между автором и читателем стоит только один человек – художник. И то не всегда, так как в комиксах нередки случаи, когда художник является еще и автором. То есть искажение авторской идеи так или иначе все равно произойдет, но степень искажения зависит от взаимопонимания всего двух людей и его в таком случае достигнуть гораздо проще.
Что касается того, как дела идут, то действительно в российской индустрии комиксов сейчас все очень и очень сложно, так как она по сути все еще находится на стадии зарождения. Для абсолютного большинства людей, занимающихся комиксами, это хобби, а не работа. Зарабатывать себе на жизнь таким образом могут лишь единицы.
Однако не все так плохо, потому что, безусловно, есть читательский интерес, который постепенно растет, и чем дольше и продуктивнее трудится автор, чем глубже погружается в индустрию комиксов, тем это заметнее. Несмотря на все проблемы, я вижу определенные перспективы и даже начало положительной динамики. Я уверен, что если не опускать руки, продолжать работать изо всех сил, то отдача со временем придет.
– Как вы себе представляете читателя комиксов, который готов платить за русских супергероев?
– У меня есть определенное представление о своей аудитории, которое я получил, участвуя в различных тематических выставках и фестивалях. По моим наблюдениям, основная аудитория моего комикса «Инквизитор» – это читатели в возрасте 20+. То есть это уже достаточно взрослые люди, которые полюбили комиксы в детстве, и сегодня, уже самостоятельно зарабатывая себе на жизнь, они осознанно тратят определенную сумму денег на полюбившееся развлечение. Естественно, при этом рассчитывая на достаточно высокий уровень качества.
Есть среди моих читателей и подростки лет 15-19, есть и люди старше 30-40 лет, но в основной массе это молодежь от 20 до 30 лет.
– А вам не кажется, что «русский супергерой» может отпугивать? Недавно шел в прокате фильм о «советских людях Х» «Защитники», у него крайне низкие оценки. Ведь любители русских комиксов по идее должны были поддержать проект, разве нет?
– Насчет поддержки любителей комиксов, то она, безусловно, присутствует, но часто я замечаю скорее любопытство и скепсис: получится у него сделать что-то достойное или все-таки нет, сможет он проект довести до конца или нет.
А по поводу фильма «Защитники», то, несмотря на его… спорное качество, он не нанес тяжелого урона желанию российских читателей получить качественный продукт в этом направлении.
Общаясь с читателями, я заметил, что многие стараются забыть этот фильм, как будто его и не было, или вспоминают скорее с юмором, как нелепость. А когда любители комиксов узнают о том, что существует проект, в котором авторы к теме русского героя подходят серьезно и искренне стараются создать достойную историю, то относятся к этому с однозначным одобрением, хотя иногда не лишенным доли скепсиса.
Часто, когда я представляю «Инквизитора» на выставках и объясняю, что это история именно про отечественного героя, то слышу: «Здорово! Давно пора». Поэтому я могу уверенно говорить, что запрос на качественное «импортозамещение» западных супергероев существует и он достаточно велик.
– Итак, несмотря на все сложности, вы создали «Инквизитора». Вы делали это в одиночку или вам кто-то помогал? И что значит быть автором комикса – сам рисуешь, сам продаешь или как-то иначе?
– Для создания комикса требуется и талант сценариста, и талант художника, но на практике люди чаще всего ограничены лишь одним из необходимых для работы умений. Некоторые авторы полностью сами создают свои работы, придумывают сюжет, пишут сценарий, рисуют и раскрашивают комикс. В моем случае это, к сожалению или к счастью, было невозможно.
У меня есть определенные способности к рисованию, но их, мягко говоря, недостаточно для достойного воплощения моих задумок. Поэтому я собрал команду по классической американской системе: сценарист, художник и колорист. Я придумываю сюжет и пишу сценарий, после чего передаю текст художнику Максиму Решетову, который по моим подробным описаниям рисует черно-белые изображения. А затем его работа отправляется к Екатерине Серовой, колористу, она оживляет рисунки цветом, а также добавляет текст, необходимый по сценарию.
Неоспоримый плюс такого подхода в том, что команда работает гораздо быстрее, чем одиночка, который все делает самостоятельно. Кроме того, работая полностью самостоятельно, автор лишен критического взгляда со стороны, а творческий процесс командной работы порой позволяет здорово улучшить конечный вид комикса.
Что касается продаж, то они в основном происходят через издателя, который распространяет комикс по книжным и тематическим магазинам комиксов.
– Расскажите о своем комиксе – какая у него идея, кто главный герой?
– Это история о противлении злу силой, интеллектом и духом, об обличении человеческих пороков на примере не только общества, но и действующих в истории персонажей. Главного героя «Инквизитора» зовут Георгий Добрынин, и в этом отношении комикс следует канонам жанра, днем он – предприниматель, ночью – борец с преступностью.
Но что выделяет «Инквизитора» на фоне прочих супергеройских историй, так это то, что по всему ходу истории читателю дается пища для размышлений. Какой человек может заниматься подобной деятельностью? Кто такой Георгий Добрынин? Он действительно рыцарь без страха и упрека, воин света, стремящийся к высокому, к добру, защите слабых и угнетенных? Или же он просто прикрывает благородными мотивами банальную жажду насилия и адреналинозависимость? А может быть, читатель найдет в этом герое что-то еще?
– Почему вы решили создать историю о вымышленном герое, тем более по американскому образцу? У нас много реальных героев…
– Безусловно, это так, в России множество настоящих героев, реальных людей, на которых нужно равняться. Но, хорошо это или плохо, у людей всегда был, есть и будет запрос на героев вымышленных, на что-то большее, чем обычные люди, на яркие истории, пронизанные родной культурой и напоминающие об истинных ценностях. Людям, и мне в том числе, это действительно бывает нужно.
Кроме того, супергерой – это просто слово, термин, ставший в современном мире популярным, а если разобраться в том, что он означает, то он вовсе не чужероден для России. У нас были и есть богатыри, которые очень точно подходят под эту категорию, разве что являются супергероями более древних времен. И в этом есть своя проблема, так как сейчас они воспринимаются скорее простыми сказками, а ведь былины о них современниками воспринимались гораздо острее, просто потому что были ближе по времени.
Дубровский у Пушкина, скрывшись под маской, восстанавливал справедливость. Штирлиц, Глеб Жеглов, Данила Багров пусть с оговорками, с большим уклоном в реализм, но тоже попадают в эту категорию.
Проблема в том, что в последние годы в нашей культуре в этом направлении есть очевидная пустота, которую никому никак не удается заполнить. Последним народным героем, нравится это кому-то или нет, был Данила Багров, а последний фильм, в котором он стоял за правду, вышел почти двадцать лет назад.
Я сам ощущаю недостаток именно такого современного героя и поэтому стараюсь внести свою лепту, пытаюсь его найти.
Ну а насчет американского формата, то, как ни крути, он действительно оказал на меня влияние, так как я рос, смотря мультфильмы, а затем фильмы про Бэтмена, Человека-паука, Супермена, Росомаху, Железного Человека и многих других. И что греха таить, эти герои, пусть и иностранные, заняли в моем сердце определенное место.
Но что я всерьез постарался сделать, и что, не без гордости скажу, у меня получилось, если верить читателям, так это максимально «обрусить» американский формат супергеройских комиксов. Наполнить его русской культурой, русскими персонажами и взаимоотношениями. Сделать так, чтобы это была именно русская история, а не американский сюжет в российских декорациях.
Хотя признаюсь, что я не в полной мере доволен своей работой в этом направлении. Моя изначальная концепция была в том, чтобы создать своего рода современную версию былины о Добрыне Никитиче и Змее Горыныче, но по ходу создания сценария я не заметил, что довольно далеко отошел от этой идеи. И хотя мне все равно понравилось то, что получилось в итоге, я уверен, что могло получиться еще лучше. Но здесь, вероятно, сказался недостаток опыта. Как ни крути, «Инквизитор» – моя дебютная работа.
– Можно ли назвать вас «самиздатом»? Если да, то как вы продвигаете свой комикс?
– Не уверен, что этот термин мне подходит, так как все-таки я далеко не все делаю сам. Я действительно не только написал сценарий, но и собрал команду, вместе с которой создал комикс, и договорился об его издании, но важную долю работ берет на себя издательство «Комикс Паблишер». Они верстают комикс, договариваются с типографией, обеспечивают распространение комикса по магазинам. Поэтому вряд ли меня можно назвать «самиздатом».

А насчет продвижения, то это сложная и больная тема, потому что если у человека нет миллионных бюджетов на рекламу, то его возможности в этом направлении достаточно сильно ограничены. Из тех инструментов, что у автора остаются на руках, один из наиболее эффективных способов раскрутки – участие в тематических выставках и фестивалях на специально организованных Аллеях Авторов. Там авторы могут лично представить свое произведение, пообщаться с читателями напрямую.
– Где можно купить ваш комикс? И можно ли у вас? Как с вами связаться?
– Комикс достаточно широко представлен в книжных и комикс-магазинах. Он есть в «Читай-Городе», «Лабиринте», «Чуке и Гике», «ComicStreet’e», «1С Интерес» и во многих других магазинах. А также комикс можно заказать через издательство, наше сообщество во ВКонтакте. Причем в этом случае даже с автографом.
Специальная акция нашего журнала!
При покупке комикса «Инквизитор» у автора скидка 20% по промокоду muza! Начальные цены у автора: https://vk.com/market-164334114
Связаться со Станиславом: tariver@mail.ru, https://vk.com/public164334114
– Чего не хватает русским комиксам для получения прибыли? Пока, насколько я понимаю, это дело даже не вышло на самоокупаемость?
– Это действительно так, самоокупаемость в нашем деле – это уже очень большой успех. А что касается получения прибыли, то в моем представлении этого можно достичь, если автор докажет читателям свою состоятельность и убедит в том, что ему можно доверять, а также создаст комикс в таком виде, который больше подходит запросам, ожиданиям и привычкам именно российской аудитории.
Например, поскольку большинство людей в России воспитываются на книгах, а также из-за того, что многие авторы, не выдержав испытаний, бросали свои проекты незаконченными, формат периодических изданий, журналов комиксов у нас принимают плохо. А вот формат книги, когда под твердой или мягкой обложкой находится уже полностью завершенная история, воспринимается не в пример лучше.
– Давайте поговорим о хорошем. Что лично вам дало издание собственного комикса? Что вы «прокачали»? Что, может быть, поняли?
– Мне эта деятельность дала достаточно много. Во-первых, я осознал, что у меня есть призвание, как бы это громко ни звучало. Дело, которое я люблю, и которое у меня действительно получается. Я стал более уверенным в себе и целеустремленным. Кроме того, эта деятельность позволила мне лучше социализироваться. Ведь большинство авторов – ярко выраженные интроверты, и я не исключение. Участие в шумных выставках, активное общение с другими людьми, откровенно говоря, почти противоестественно для нас. Но для того, чтобы комикс раскручивался, это необходимо делать, преодолевать себя, свои комплексы. И это приносит свои плоды. Положительные отзывы лично от читателей, их заинтересованность, полезный опыт, мнения и интересные истории коллег дорогого стоят.
– Несмотря на трудности, вы собираетесь продолжать создавать комиксы. Вами движет только возможность самореализации или что-то еще?
– Помимо возможности реализовать свои идеи, способности, я хочу прочно закрепиться в профессии писателя-сценариста, чтобы в будущем зарабатывать на жизнь, занимаясь любимым делом. А также развиваться в различных направлениях, писать не только комиксы, но и книги в классическом виде, и киносценарии.
– Вы считаете себя писателем и почему?
– Да, я считаю себя писателем, потому что занимаюсь литературным трудом, создаю художественные произведения. Кстати говоря, мои комиксы отличаются тем, что их нужно действительно читать, пролистать, бегло просмотрев картинки, не получится. Текста в моих комиксах много, это не всем нравится, но все размышления героев, диалоги и монологи, которые оказываются на страницах, я считаю необходимыми для полного раскрытия истории.
– Вы читали какую-то литературу, чтобы начать писать сценарии? Посоветуете что-нибудь нашим читателям?
– Централизованно я нигде не учился на сценариста, журналиста. Я попал в это дело совершенно из другой оперы. Все, что знаю и умею, я получил за счет самообразования, чтения книг, статей, прослушивания лекций, а также собственного практического опыта. В ближайшее время (может быть, год) планирую пройти курсы киносценариста.
Что касается совета, то нужно с уважением относиться к чужому опыту. Конкретные книги или лекции рекомендовать не буду, так как их существует великое множество и то, что подойдет одному человеку, будет неприемлемо для другого. Лучше опытным путем найти те рекомендации, которые наилучшим образом лягут на характер, способности и склонности. Само собой, нужно постоянно трудиться, стараться развиваться, становиться лучше. А также не застаиваться в привычных формах, пробовать новые жанры, способы изложения.
– Если к вам придет человек и скажет: «Я хочу сделать комикс», какой совет вы ему дадите?
– Готовиться к трудностям, их будет много, они будут возникать неожиданно и оказывать серьезное давление. Но если человек всерьез готов преодолевать препятствия, не опускать руки и терпеть временные неудачи, то имеет смысл начать.
– А если я решу заняться чтением комиксов, с чего посоветуете начать?
– Я знаю, что в таком случае многие советуют простенькие забавные истории, чтобы не перегружать нового читателя, но если речь идет не о ребенке, то я с этим не согласен. Мне кажется, что для того, чтобы увлечь человека какой-либо деятельностью, нужно продемонстрировать ему ее лучших представителей. Поэтому я бы советовал читать комикс-классику, лучшие комиксы, проверенные временем, из США, Японии, Европы. И из России конечно, так как у нас сегодня уже есть вполне достойные работы.
– Есть ли комиксы не о супергероях, серьезные или смешные?
– Полно. Просто им уделяют меньше времени и внимания, так как реже экранизируют. Комикс-культура Японии, о которой я упоминал в начале беседы, вообще охватывает все существующие жанры, порой перемешивая их в гремучую смесь.

Например, одна из моих любимейших комикс-серий называется «Первый шаг». Это японская спортивная драма/комедия о боксе. Когда это драма, то она лучше, глубже и более уважительна к спорту, чем лучшие фильмы о боксе, даже такие, как «Рокки» и «Бешеный бык». А когда «Первый шаг» идет в комедию, то он становится просто уморительным. При этом история совсем не детская, она рассказывает о спорте без прикрас, подчас демонстрируя очень драматичное, мрачное спортивное закулисье.
– А из российских авторов кого можете посоветовать, кроме себя?
– Все авторы, которые сотрудничают с «Комикс Паблишер», – интересные люди, со своим уникальным видением и стилем творчества.
– И напоследок напутствие начинающему комиксисту!
– Если твердо решил начать создавать комиксы, то не бросай дело на полпути, иди до конца. Дорогу осилит идущий.
Материал подготовила Анна Сахновская
editor-muza@mail.ru
© MuZa #27 Копирование только с разрешения журнала.
Be First to Comment